Пятница, 10.05.2024, 00:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей





Главная » Статьи » Мои статьи

Имя Бога

 

Неуловимости и таинственности облика Бога как нельзя более соответствует тайна — неразрешимая по определению — Божьего Имени, точнее, Божьих Имен. В текстах Библии Бог именуется преимущественно трояко. Первое именование связано с общесемитским корнем Эль ("сильный", "могучий"), традиционно переводимым как "Бог". К нему часто прибавляются апеллятивы: Эльон (от корня со значением "вышний"; Эль-Эльон — "Бог Вышний"), Шаддай ("Крепкий"); Цеваот (мн. число от цава — "воинство", "сила"; Эль Цеваот — "Бог Воинств"; отсюда — Саваоф). Особая вариация от корня Эль (точнее, Элоаѓ), чаще всего встречающаяся в Библии., — Элоѓим. Эта форма с "привкусом" множественности (форма "множественного величества") сочетается с глаголами только в единственном числе. Это подтверждает, что древним сознанием она воспринималась как форма обозначения единственности, а не множественности. <cut>Возможно, эта форма зафиксировала сам процесс перехода от политеизма к монотеизму: за совокупностью всех сил, действующих в мироздании, стоят не разные боги, но Единый Бог. Согласно еврейскому комментарию, именование Элоѓим символизирует миропорядок и Закон, под этим именованием Всевышний выступает в качестве Творца Вселенной и открывается через ее гармонию. Второе наиболее частое именование Бога особенно загадочно и больше всего напоминает имя собственное. Это т. н. Тетраграмматон ("четырехбуквие") — четырехбуквенное сакральное и потому табуированное Имя Божье (YHWH; о возможных значениях см. подробнее Тетраграмматон). О запрете произносить его напоминает одна из Десяти Заповедей: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх 20:7). Эта заповедь неукоснительно исполнялась и исполняется в иудейской традиции: вместо Тетраграмматона, семь тысяч раз встречающегося в Танахе(Библии)., при чтении Священного Писания и брахот (благословений; см. Браха) произносится Адонаи (в традиционном русском переводе — Господь). Позднее, в постбиблейскую (талмудическую) эпоху появились и другие замены: наиболее распространенная, употребляемая чаще всего и в современном иврите — ѓа-Шем ("Имя" — с определенным артиклем), Шамаим ("Небеса"),

Авину ше-ба-шамаим ("Отец наш, который на небесах"; ср. формулу в молитве, которой Иисус учит свою паству: "Отче наш, иже еси на небесех..."); ѓа-Каддош барух ѓу ("Святой, благословен Он"); Риббоно шель олам ("Владыка мира"); Ми-ше омар ве-ѓая ѓа-олам ("Тот, Кто сказал, и стал [возник] мир") и др. И третье самое распространенное именование — соединение Тетраграмматона и формы "множественного величества": Адонай Элоѓим (в русском переводе — "Господь Бог").

 

Итак, Единого Бога нельзя назвать по имени, нельзя увидеть, но можно вступить с Ним в общение, можно услышать Его голос, и в этом смысле древнееврейскую культуру можно определить как культуру голоса и слуха, культуру звучащего слова, в то время как не менее важная для европейской цивилизации эллинская культура является культурой зрения, культурой пластических форм. Не случайно Тора напоминает о моменте заключения Завета между Богом и народом на горе Синай: "И говорил Господь к вам <...> из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас..." (Втор 4:12). Тем не менее в тексте присутствует и особый зрительный ряд, связанный с Божьим образом, с присутствующими в этом образе чертами природных стихий. Так, в Книге Исхода сказано о том же моменте Синайского Откровения: "Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне..." (19:18). Огонь — одна из самых распространенных в Библии. теофаний (греч. "богоявлений"). Это метафоры присутствия Бога среди людей, знак принципиально незримой Сущности. Для теофаний избираются прежде всего стихии огня и ветра — наименее вещественные, почти бестелесные и наиболее динамичные. Одна из самых знаменитых и уникальных теофаний — явление Бога Моисею в виде горящего и несгорающего куста — Неопалимой Купины, символа духовной мощи Бога и человека, неуничтожимости Духа, нетленности духовных ценностей. Теофания, связанная со стихией ветра, также как нельзя более соответствует образу бестелесного и вездесущего Бога. Весьма часто встречающиеся в текстах Библии. выражения Руах Элоѓим или Руах Адонай, где Руах означает и "ветер", и "дуновение", и "дыхание", и "дух", являются той метафорой, в которой в наибольшей степени соединилось трансцендентное, абстрактно-философское и конкретно-чувственное в образе Бога. Являя знаки о Себе на языке природных стихий, Бог словно бы "снисходит" до возможностей и способностей человека, не существующего вне природного пространства. Однако каждый раз такой знак — лишь внешний импульс для обострения внутреннего зрения и слуха, подготовка к тому, чтобы услышать призыв Бога.

(из материалов книги/Религия/Танах/(Библия)

Новый Завет

Деяния гл. 4

 

10.   ... да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

11.   Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,

12.   ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Аминь!


Категория: Мои статьи | Добавил: В_Странник (06.12.2011)
Просмотров: 1653 | Комментарии: 2 | Теги: Танах(Библия) | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Ириша  
Аминь! heart

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Меню сайта

Мои проекты
Get Adobe Flash player

Стихи и песни Вадима Странника

Жизнь как песня Вадима Странника

Стихи Вадима Странника

Блог - Вадима Странника
Поиск по сайту
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 440
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня посетили :



Пользователей сайта :
Всего : 158
Новых за месяц : 1
Новых за неделю : 0
Новых вчера : 0
Новых сегодня : 0

Мужчин : 61
Девушек : 97

Посещения
Яндекс.Метрика